Назад Go Back

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

English version
Фото Александрова Евгения Петровна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Фото Носов Константин Григорьевич (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)
Фото Столбова Ирина Дмитриевна (Пермский национальный исследовательский политехнический университет)


Аннотация

Подчеркивается необходимость поиска новых технологий обучения, соответствующих уровню развития информационно-коммуникационных технологий и отвечающих требованиям современных проектных и производственных технологий. Проведен анализ функциональных возможностей информационных технологий при формировании геометро-графических компетенций, происходящем в ходе базовой графической подготовки студентов технического университета. Описано системное использование комплекса информационных технологий при различных формах учебных занятий. Показаны варианты интеграции этих технологий в содержании разделов графической подготовки студентов и обоснована эффективность их использования.



Ключевые слова: информационные технологии, геометро-графическая компетентность, компьютерная графика, технологии обучения и контроля, информационная среда обучения.

Введение

Современное производство характеризуется высоким уровнем автоматизации деятельности инженера, смещением грани между проектированием и производством. Сегодня на первый план выступает компьютерное моделирование, которое сопровождает весь производственный процесс, начиная с расчетов параметров и характеристик изделия и заканчивая технологическими процессами изготовления продукции [1].

Интенсивный процесс обновления техники и технологии производственной сферы, в свою очередь, требует совершенствования системы подготовки будущих специалистов инженерного профиля. При этом одной из основных задач формирования компетенций проектно-конструкторской деятельности является формирование у обучающихся тотальной готовности к использованию современных информационных технологий и компьютерных средств [2].

В инженерном образовании необходимой составляющей является базовая графическая подготовка студентов технических университетов, формирующая геометро-графическую компетентность будущих выпускников. Такая подготовка предполагает уровень осознанного применения графических знаний и умений, практический опыт изучения функциональных и конструктивных особенностей технических объектов и практику их конструирования, а также свободное владение навыками работы в современных графических средах проектирования и разработки технической документации [3,4]. В настоящее время в высшем техническом профессиональном образовании реализуется инновационная стратегия комплексной информатизации геометро-графической подготовки, направленной на развитие у студентов актуальных навыков проектирования и конструирования с получением электронных 2-х или 3-х мерных изображений объекта, а также их преобразования (при необходимости) друг в друга [2]. Заметим, что на современном этапе проектирования предпочтение отдается объемному моделированию. 3d-модель значительно повышает производительность и качество результатов моделирования, его вариативность и наглядность. Информационные модели, в число которых входят и 3d геометрические модели, присутствуют практически на всех стадиях создания изделия, но именно электронная модель играет роль первоисточника для его полного жизненного цикла. Такая модель хранится в базе данных проекта и обеспечивает решение инженерных задач при проектировании, производстве, эксплуатации и модернизации объекта.

В этом русле существенно меняется и роль компьютерной графики в процессе геометро-графического образования [5]. Она становится не только предметом изучения как основного инструмента разработки конструкторской документации, но и средством обучения, ядром базовой графической подготовки студентов, позволяющим при дефиците учебного времени интенсифицировать процесс обучения, а также учесть индивидуальные особенности студентов для понимания сложной к усвоению графической информации.

В работе представлена модель базовой графической подготовки студентов ПНИПУ, опирающейся на современные возможности информационных технологий и, в первую очередь, компьютерной графики, а также обсуждаются орагизационно-методические условия ее реализации.

Модель геометро-графической подготовки и функционал информационных технологий

Задача совершенствования технологий обучения студентов технических вузов инженерно-графическим дисциплинам с использованием компьютерных средств является актуальной и своевременной. В [6] подчеркивается, что цель подготовки специалиста в техническом вузе – «добиться требуемого производством уровня готовности выпускника к проектно-конструкторской деятельности за счет оптимального сочетания геометрической, инженерной и информационно-технологической подготовки».

В силу вышесказанного согласно ФГОС ВО и степени развития производственной сферы сегодня успех формирования геометро-графических компетенций студентов непосредственно зависит от уровня внедрения в процесс обучения САD-систем, сближающих графическое образование с реальной проектно-конструкторской деятельностью, а также широкого использования в учебном процессе средств и возможностей новых информационных технологий [7].

Как уже было отмечено, основная цель базовой геометро-графической подготовки студентов технических вузов – формирование способностей осуществлять проектно-конструкторскую деятельность в соответствии с запросами сегодняшнего дня. В организации учебной деятельности студентов основной акцент необходимо сделать на использование потенциала современных информационно-коммуникационных технологий, на основе которых должна быть разработана информационная среда обучения для поддержки и контроля качества учебного процесса. Особое внимание необходимо обратить на инструментальную подготовку обучаемых, направленную на широкое использование CAD-систем при решении учебных задач и выполнении проектных заданий. Также необходимо задействовать возможности современной компьютерной графики, которая является эффективным механизмом развития пространственного мышления у обучаемых. Использование компьютерной графики в качестве иллюстративного механизма осваиваемой базы знаний позволяет при дефиците учебного времени интенсифицировать процесс обучения, учесть индивидуальные особенности студентов и способствовать более быстрому пониманию специфики графической информации. С другой стороны, качественный иллюстративный материал побуждает студентов к освоению графических пакетов и стимулирует к использованию возможностей компьютерной графики при оформлении учебных результатов и собственных проектов.

На рис.1 представлена инновационная модель геометро-графической подготовки, направленная на формирование геометро-графической компетентности и актуализирующая роль информационных технологий в обучении.

Рис 1: Модель геометро-графической подготовки

Подчеркнем, что уже на уровне целеполагания необходимо ясно сформулировать группу требований к результатам обучения, касающихся инструментальной подготовки обучаемых в области владения CAD-системами. Какие знания необходимо довести до понимания студентов в ходе освоения данного раздела? Какие ожидаемые инструментальные умения студенты должны получить в ходе практических занятий и лабораторного практикума? Чем овладеть в ходе выполнения самостоятельных заданий? Какие практико-ориентированные задания помогут оценить уровень сформированности геометро-графических компетенций у студентов в конце курса обучения?

Как видно из схемы, при реализации разработанной модели практически на всех его этапах обучения используются различные возможности компьютерных технологий. В табл. 1 приведены основные функции информационных технологий, используемых в образовательном процессе.

Таблица 1

Функционал информационных технологий в процессе обучения

Функция
Назначение в учебном процессе
Познавательная
Инструментальная составляющая геометро-графической подготовки
Иллюстративная
Наглядное представление графического материала для всех видов учебных занятий
Учебно-эвристическая
Реализация творческих подходов при разработке алгоритмов решения геометрических задач с использованием возможностей компьютерных технологий
Анимационно- технологическая
Помощь в восприятии сложных алгоритмов решения геометро-графических задач при их динамическом представлении
Контролирующая
Автоматизация контроля результатов обучения на всех этапах учебного процесса
Проектно-конструкторская
Приобретение студентами навыков работы в графических системах CAD при выполнении учебных проектов
Справочно-информационная
Работа с электронными библиотеками справочных материалов
Практико-направленная
Приобретение навыков использования современных компьютерных технологий проектирования и опыта создания реальных изделий на основе 3D-моделирования

В соответствии с разработанной моделью геометро-графической подготовки и определенному функционалу информационных технологий в процессе обучения разработан учебно-методический комплекс, обеспечивающий все формы и виды учебной деятельности при обучении графическим дисциплинам [8,9]. Данный комплекс представляет собой совокупность отдельных программных разработок для методической поддержки образовательного процесса и функционирования предметно-ориентированной среды формирования геометро-графической компетентности студентов.

Рассмотрим более подробно особенности применения инновационных технологий в рамках интегративного курса «Начертательная геометрия. Инженерная и компьютерная графика».

Опыт применения информационных технологий при геометро-графической подготовке

Традиционно в учебной деятельности знакомство с теоретическими основами курса происходит на лекциях, а формирование системы знаний и способов деятельности осуществляется на практических занятиях. При визуализации представляемого графического учебного материала используются, в основном, иллюстративные и анимационно-технологические функции компьютерных технологий, что не является принципиально новым моментом в технологии обучения [10]. Многолетний опыт использования в ходе графической подготовки лекций-презентаций и демонстрационных поэтапных примеров решения задач выявил эффективные приемы подготовки учебной информации:

Большое значения для понимания излагаемого материала имеет свертка информации в виде краткой схемы, а также использование изложенной теории на практических примерах. На рис. 2 приведен фрагмент лекционного материала с использованием динамически активных слайдов по одной из трудно усвояемых студентами тем – «Пространственные и плоские преобразования».

Рис 2: Фрагмент подготовки лекционного материала

Как уже было отмечено, фундаментом современной инженерной деятельности являются компетенции в области современных программ CAD, которые позволяют создавать виртальные параметрические модели твердотельных объектов. Отсюда раздел «Компьютерная графика» имеет практическую направленность современного процесса обучения графическим дисциплинам, и в программе обучения он представлен обязательным лабораторным практикумом. Данный вид учебной деятельности предполагает организовать первоначальную инструментальную подготовку обучаемых, чтобы дальнейшая самостоятельная работа студентов над учебными проектами была более приближена к профессиональным действиям. Поэтому отдельно необходимо остановиться на разработке эффективной методики формирования у студентов первоначальных навыков работы в графических средах. При ограниченном времени, отводимом в программе обучения на лабораторные занятия в компьютерном классе, студентам важно дать оперативные установки использования основного спектра возможностей редактора при графических построениях, подготовить рекомендации по рациональным алгоритмам проектирования 3D-объектов, продемонстрировать позволяемые компьютером вариативные способы решения задач геометрического моделирования.

Для эффективного проведения лабораторных занятий разрабатываются пособия с наглядным поэтапным фреймовым руководством по выполнению соответствующих заданий в осваиваемой графической среде. На рис.3 приведен пример электронного моделирования корпусной детали с пошаговым алгоритмом построения – текстовым и визуальным, показывающим результат выполненных действий на компьютере.

Рис 3: Фрагмент лабораторного практикума

Для более глубокого понимания студентами младших курсов технологий современного прототипирования наряду с процессом проектирования виртуальной модели можно продемонстрировать еще одну возможность современных компьютерных технологий  воплощение "виртуальной реальности" в материале, т.е. получение макета объекта при печати на 3-d принтере (см. рис.3).

Полученные навыки работы по освоению инструментальных компетенций на лабораторных работах позволяют «начинающим проектировщикам» в дальнейшем перейти на более высокий уровень освоения профессиональных компетенций проектно-конструкторской деятельности.

Следует отметить, что в сегодняшних условиях существенно меняется сам процесс обучения и роль преподавателя. В соответствии с новыми учебными планами акцент в преподавании сместился в сторону самостоятельной работы студентов. Именно самостоятельная работа способствует развитию интеллекта студентов и их профессиональной пригодности. При этом сам преподаватель вместо демонстратора и контролера становится помощником и наставником студентов.

Для организации эффективной самостоятельной работы студентов необходима разработка учебных графических заданий с применением современных информационных технологий, включая наиболее востребованное в проектно-конструкторской практике 3D-моделирование. Исходные условия таких тематических заданий должны быть подготовлены таким образом, чтобы при их выполнении максимально был задействован функционал компьютерных технологий для всех разделов дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика».

Приведем примеры использования компьютерных технологий при выполнении студентами запланированной учебной программой самостоятельной работы.

В разделе «Начертательная геометрия», базирующимся на классической платформе 2D-моделирования, возможность использования компьютерных технологий ограничивается, как правило, получением качественного иллюстрационного графического материала. Для расширения сферы использования возможностей компьютерной графики и освоения студентами инструментальных компетенций САПР на кафедре подготовлены индивидуальные задания с элементами эвристической деятельности, выполняемые с использованием 3D-модели геометрического объекта. В работах [11,12] представлены примеры нестандартной постановки и решения проблемных задач, входящих в комплект индивидуальных заданий студента и демонстрирующих синтез основных положений теоретических основ начертательной геометрии и возможностей современных инструментальных средств геометрического моделирования (в частности, программы КОМПАС).

Представим еще один вариант использования 3D-моделей при решении геометрических задач. Цель поиска такого варианта продиктована необходимостью использования инновационных технологий в обучении и желанием сохранить основные темы начертательной геометрии в программе дисциплины при значительном сокращении учебных часов дисциплины для некоторых программ обучения, укладывающихся в один семестр.

На рис. 4 приведен пример выполнения задания по трудно усвояемой студентами теме «Пересечение поверхностей», для выполнения которого необходимы базовые знания алгоритма построения линии пересечения заданных поверхностей. Но, в отличии от традиционного 2D-представления рассматриваемой композиции, используется виртуальная 3D-модель.

В этом случае наиболее трудоемкий этап работы - построение кривой пересечения - «выполняет» компьютер. Знание же студентом алгоритма построения кривой пересечения по точкам позволяет провести анализ полученной кривой, определив «обратным» поиском опорные точки линии (экстремальные, перемены видимости) в соответствии с известным алгоритмом. Результаты анализа студент оформляет в отчетной распечатке, выбирая наиболее наглядные для восприятия расположения модели композиции.

На рис. 4 выполнен анализ линии пересечения моделей конуса и сферы, с помощью метода секущих плоскостей найдены высшая и низшая точки линии пересечения, а также точки перемены видимости для вида сверху на данную композицию.

а)

 

б)

 

Рис 4: Исследование линии пересечения поверхностей:

а) модель пересекающихся конуса и цилиндра; б) демонстрация линии пересечения на виде сверху

Раздел «Инженерная графика» идеально настроен на практико-ориентированную учебную деятельность и широкое использование функционала компьютерных технологий в образовательном процессе. Создание конструкций технических объектов является для студентов достаточно трудоемким процессом, требующим навыков необходимых геометрических построений при выполнении конструкторского документа, а также знаний стандартных правил его оформления. В свою очередь, точность представления размерных параметров объекта в документе остается главным его требованием. Компьютерные технологии позволяют решать подобные инженерные задачи, предлагая точный инструментарий создания конструкторского документа и широкий перечень информационных библиотек.

Пример 3D-модели технической детали, конструкция которой требует выполнения достаточно сложных формообразующих геометрических построений, а также поиска параметров стандартизованных технических элементов, приведен на рис.5 а,б.

 

 

а) б)

Рис.5: Проектирование детали «Фланец фигурный»: а) создание эскиза; б) визуализация детали

При создании модели студенту требуется выполнить необходимые традиционные, хотя и достаточно проблемные, построения, определяющие (в частности) криволинейную форму детали, рационально используя возможности компьютера. Дополнительно по данным электронного справочника студент должен определить и нанести на ассоциативный чертеж стандартные параметры отверстий под крепежные детали (рис.5а).

Завершающим этапом самостоятельной работы студентов является выполнение задания по разработке конструкторской документации на изделие. Для реализации проектно-конструкторской функции учебной среды, необходимо максимальное приближение ее к реальной обстановке проектной деятельности конструктора. Работа над такими проектами предполагает использование алгоритмов геометрического моделирования при создании твердотельных моделей как структурных составляющих технического изделия, так и сборочной единицы в целом. На этом этапе студенту приходится активно использовать справочную информацию дополнительных электронных ресурсов Интернета или специально созданного ресурса учебного электронного справочника.

Рис.6: Использование информации из электронных справочных ресурсов
при выполнении учебного проекта

На рис. 6 приведен пример работы над проектом модели сборочной единицы «Блок роликовый», подробное описание которого имеется в [13]. В конструкции изделия имеются стандартные специализированные (подшипники) и крепежные изделия, которые подбираются на основании расчета и данным из электронной библиотеки.

В процессе формирования профессиональных компетенций важнейшее значение имеет контроль знаний, умений, навыков, приобретаемых студентами в ходе учебного процесса. Результативность оценки во многом зависит от сочетания методов, средств и видов проверки, а также, что немаловажно, от содержания контролирующих заданий. С активным использованием компьютерных технологий при обучении появляется необходимость совершенствования мониторинговых процедур контроля, от модернизации содержания контролирующих заданий до организации тестовых мероприятий и анализа получаемых данных. Комплекс разработанных процедур контроля охватывает достаточно полно все ожидаемые компоненты геометро-графических компетенций, в том числе и те, которые касаются раздела компьютерной графики.

Хорошо зарекомендовала себя при текущем контроле успеваемости процедура оценки знаний и умений студентов посредством автоматизированного тестирования. Многолетний опыт применения электронной системы контроля позволил выработать ряд приемов, который исключает систему простого угадывания верного ответа. С этой целью применяются вопросы различных типов: не только один из многих, но и на соответствие, многие из многих. Также применяется система штрафов, когда за неверный ответ начисляются отрицательные баллы. Поскольку тесты предназначены для графических дисциплин, то в вопросах и ответах используются графические контенты. Для дифференциации уровня подготовленности студентов имеются тестовые задания различного уровня сложности. Подготовлены тесты как для самоконтроля студентов через Интернет, так и для рубежного контрольного тестирования по окончании учебных модулей [14].

На рис. 6 продемонстрированы примеры тестовых заданий различного типа по популярным темам «Поверхности» и «Изображения». При создании тестов используются как объемные модели, так и плоские изображения объектов. Использование 3d-объектов позволяет не только понять суть выполняемого задания, но и мотивирует студентов к освоению возможностей 3d-моделирования, широко применяемого при освоении программы графической подготовки студентов университета.

Рис.6: Тестовые задания различных типов: а) один из многих;
б) на соответствие; в) множественные ответы

Проблемной задачей остается (в связи с сокращением академических часов обучения) организация контролирующих мероприятий, оценивающих достижения студентов при самостоятельном выполнении индивидуальных графических заданий проектной направленности и учебных проектов. При оценке тематических заданий должна учитываться как профессиональная составляющая учебной деятельности (программный материал), так и инструментальная поддержка этой деятельности, обеспечивающая в значительной мере достижение запланированного уровня компонентов профессиональных компетенций (умений, владений).

В настоящее время при оценке инструментальной составляющей графической подготовки используется в основном только сам факт выполненного задания с использованием компьютера или учитывается временной фактор (оценивается время выполнения или объем заданий, выполненных за определенный период времени). Необходимо при оценке качества создаваемых студентами, например, 3d-моделей изделий и конструкторской документации к ним ввести процедуру оценивания оптимальности и параметрической точности выполнения реализуемого алгоритма построения модели. Только при такой оценке можно установить уровень владения обучаемыми технологиями твердотельного моделирования.

Для проверки качества выполнения студентами учебных заданий по построению 3D-объектов авторами применяется текущий параметрический «экспресс-контроль», позволяющий быстро оценить оптимальность и точность проделанной студентом работы. Например, при создании 3d-модели сложной по форме технической детали, приведенной на рис. 7, в качестве контролируемых выбраны параметры: параметр А*, определяющий выполнение формообразующих геометрических построений (сопряжений), и параметр Б*, указывающий на точность поиска стандартных значений диаметров отверстий под крепежные детали.

Рис.7: Создание 3D-модели детали: а) общий вид модели (А*, Б* - скрытые
контролируемые параметры); б) схема контроля геометрических построений (А*);
в) фрагмент эскиза для контроля точности подбора справочных параметров (Б*)

Здесь основным носителем оценки работы является заранее подготовленное и скрытое от студента контролирующее значение назначенного параметра, не входящего в размерную сетку объекта, но рекомендованное студенту к его определению. Преподаватель по этому значению может легко и быстро проверить правильность реализованного студентом алгоритма построения модели.

Дополнительно точность построения моделей с заданными геометрическими параметрами, выполненных студентами самостоятельно по индивидуальным заданиям, можно проверять по известным для преподавателя значениям массовых или объемных характеристик, которые легко вычисляются в системах САПР.

Приобретение студентами навыков проектирования в системе САПР на начальном этапе их обучения проектно-конструкторской деятельности позволит более успешно в дальнейшем выполнять курсовые и дипломные проекты, а также проектно-конструкторские и исследовательские работы по заказу предприятий.

Заключение

В данной работе приведена общая модель геометро-графической подготовки студентов инновационной направленности, ядром которой является использование широкого спектра возможностей компьютерных технологий. Реализация данной модели и учет функциональных особенностей применяемых технологий позволили повысить эффективность образовательного  процесса на пути обеспечения качества обучения студентов. Можно отметить следующие достоинства применяемых подходов:

Непрерывное информационное развитие современных технологий проектирования требует своевременного обновления образовательных программ и совершенствования технологий обучения. Безусловно, созданная интегрированная информационная обучающая система, направленная на формирование геометро-графической компетентности будущих специалистов в области техники и технологии, требует новых исследований и дальнейшей адаптации к изменяющимся условиям фунционирования проектно- конструкторской дейтельности.

Список литературы

1. Петрунева Р.М., Топоркова О.В., Васильева В.Д. Учебное инженерное проектирование в структуре подготовки студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2015. №7. С. 30-36.

2. Гузненков В.Н. Преподавание информационных технологий в графических дисциплинах технического университета // Открытое образование. 2013. № 1. С. 4-7.

3. Амирджанова И.Ю., Виткалов В.Г. Современное состояние развития геометро-рафической культурыы и компетентности будущих специалистов//Вектор науки ТГУ. 2015. №2-2. С.26-31.

4. Тихонов-Бугров Д.Е., Абросимов С.Н. Проектно-конструкторское обучение инженерной графике: вчера, сегодня, завтра // Геометрия и графика. 2015. Т. 3. № 3. С. 47-57.

5. Столбова И.Д. Компьютерная графика - основа графической подготовки студентов // В сборнике: ГРАФИКОН'2016 Труды 26-й Международной научной конференции. 2016. С. 342-346.

6. Дворецкий С.И. Муратова Е.И. Система подготовки инженера 21 века и дидактические условия ее реализации // Инженерное образование в XXI веке: II Российский семинар по инженерному образованию. Тамбов, ТГТУ, 2001. С.91-97.

7. Минин М.Г., Захарова А.А., Сафьянников И.А., Вехтер Е.В. Организация процесса подготовки бакалавров техники и технологии к проектно-конструкторской деятельности//Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 106-113.

8. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Крайнова М.Н., Кочурова Л.В. О создании учебно-методического комплекса для сопровождения графической подготовки студентов // Геометрия и графика. 2015. Т. 3. № 2. С. 29-37.

9. Александрова Е.П., Кочурова Л.В., Крайнова М.Н., Столбова И.Д. Организационно-методическое сопровождение уровневой графической подготовки студентов технического вуза // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. 2015. Т. 1. С. 389-402.

10. Столбова И.Д., Дударь Е.С. Инновационные подходы к подготовке лекционного материала: конспект или видео // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. № 6. С. 29-35.

11. Александрова Е.П., Носов К.Г., Столбова И.Д. Геометрическое моделирование как инструмент повышения качества графической подготовки студентов // Открытое образование. 2014. № 5 (106). С. 20-27.

12. Александрова Е.П., Носов К.Г., Столбова И.Д. Инновационные подходы при обучении геометрическому моделированию // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. 2014. Т. 1. С. 109-119.

13. Александрова Е.П., Носов К.Г., Столбова И.Д. Практическая реализация проектно-ориентированной деятельности студентов в ходе графической подготовки // Открытое образование. -2015. -№ 5. -C. 55-62.

14. Столбова И.Д., Александрова Е.П., Крайнова М.Н. Модульная технология управления предметной подготовкой студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5 (81). С. 88-95.

Рисунки к докладу

Рис. 1
Рис. 1

Индивидуальные задания для самостоятельной работы студентов (вариант №1) для программы на 3 з.е. (1 семестр)




Рис. 2
Рис. 2


Рис. 3
Рис. 3

Парметрический контроль выриантов выполнения заданий с использованием САD для задания № 2




Рис. 4
Рис. 4

Парметрический контроль выриантов выполнения заданий с использованием САD для задания № 3




Вопросы и комментарии к выступлению:


Фото
Хейфец Александр Львович
(28 февраля 2017 г. 7:10)

Здравствуйте, коллеги.

Прежде всего, благодарю за организацию очередной конференции, за возможность пусть виртуально, но встретиться с коллегами. По моему, эта конференция седьмая, начиная с 2010 г. Но куда подевалась информация за 2013 г.? Или в том году конференции не было?

Теперь о докладе.  Конечно, полностью согласен с хорошо показанной и реализованной вами тенденцией внедрения 3d во все разделы нашего учебного процесса. Но…

Я о вашем желании “сохранить основные темы начертательной геометрии в программе дисциплины при значительном сокращении учебных часов дисциплины для некоторых программ обучения, укладывающихся в один семестр”. Зачем? Ведь даже по рис. 4 и ссылке [12] вы в полной мере владеете 3d моделированием применительно к задачам теоретического курса. Но в этой части применяете 3d лишь для поддержки курса НГ.  Линия пересечения уже построена компьютером. Зачем учить старым отжившим методам НГ.

Я также привожу такие модели, причем, строю на лекции их “вживую”. При этом на лекции рассматриваем порядок линии пересечения, его геометрическую трактовку (по количеству точек пересечения с плоскостью). Обязательно показываю, что согласно известной теореме в этом примере фронтальная проекция линии – парабола. Геометрически доказываю, что этот действительно парабола (как ГМТ точек, равноудаленных от….). Вот современное наполнение нашего теоретического курса в разделе построений линий пересечения. А не поддержка НГ современными 3d средствами.

Конечно, я опять о своем (см.   http://dgng.pstu.ru/conf2015/papers/72/    ). Но время-то идет.

Теперь о тестировании. Согласно рис. 6 – опять традиционная “угадайка”. Опять при составлении теста преподавателю нужно 4 раза из пяти достойно (чтобы не выглядеть глупо) обмануть студента. Изменилась лишь иллюстративная часть. Раньше тесты были на синьках, сейчас в компьютерной подаче. Но суть “угадайки” сохранилась.

А ведь новые формы контроля уже известны и применяются. В них студент решает сгенерированную случайным образом графическую задачу, а компьютер ее проверяет (см. http://dgng.pstu.ru/conf2010/papers/39/   ,     http://dgng.pstu.ru/conf2016/papers/97/   ).

В целом, благодарен за хороший доклад.

С уважением. А.Л. Хейфец 

Фото
Горнов Александр Олегович
(1 марта 2017 г. 1:44)

Уважаемые авторы и коллеги! С большим интересом познакомился с докладом. Мне кажется, что Вам удается последовательно и качественно реализовать  не только свою  точку  зрения на содержательную, методическую  и технологическую часть ГГП, но и учитывать  современное в практике  ПКР, а так же   рациональное     из опыта  коллег. Если можно,  дополните, пожалуйста,   Ваш очень интересный доклад  (к которому буду обращаться еще не раз)  кратким содержательным  перечнем  файлов и (или) чертежей (в форме списка или миниатюр), выполняемых студентом  в рамках   некой бюджетной,  средней  по часам, программы   в каждом семестре. С уважением, А.О. 

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(2 марта 2017 г. 14:33)

Здравствуйте, уважаемый Александр Львович!

Благодарю за внимание к нашему докладу. По вопросам...

Традиционно наши конференции проводятся в начале года. Исключение - 2012 год, когда конференция проходила осенью, в начале учебного года. Это время нам показалось не совсем удачным для проведения широкого форума. Для возвращения в привычный график пришлось в 2013 году сделать перерыв, т.е. КГП2013 не было...

На кафедре у нас принята общая методика проведения учебных занятий для всех преподавателей. Эта "подтягивает" преподавателей до установленных требований по реализуемым образовательным программам и помогает молодым быстрее адаптироваться в учебном процессе. Через кафедру ежегодно проходит около 1500 студентов дневного отделения и немного поменьше - заочного примерно по 70 программа подготовки бакалавров и специалистов. Содержание учебных занятий строго соответствует утвержденным программам, согласованным с выпускающими кафедрами. И если в программе имеется тема "Пересечение поверхностей. Метод секущих плоскостей", то студенты должны иметь представление о данном методе нахождения общих точек на поверхностях. Форму знакомства  с методом мы поменяли, сократили трудоемкость выполнения задания. При этом студенты расширяют свой кругозор, видят тенденции развития инструментальной базы, но при этом сохраняют представление и о классических основах НГ... Такой комплексный подход, с нашей точки зрения, является не однобоким, учитывает преемственность в изучении курса  и подключает современные инструментальные возможности, а у студентов повышает интерес к дисциплине, но способствует освоению ключевых понятий курса...

Ваш пример по освещению темы на лекционных занятий по приведенной программе обучение в 3 з.е. явно не уложится в запланированную трудоемкость (17 час.лекций на весь курс), и на таком уровне провести занятия не все преподаватели в состоянии... Мы показываем необходимый уровень освоения темы с учетом наложенных ограничений....

По поводу угадайки... Можно будет более подробно обсудить этот вопрос, мы готовим отдельный доклад по автоматизированному контролю. Коротко - экспрес тестирование тоже бывает полезным... А система подсчета со штрафами выбивает методику угадывания, т.к. итоговая оценка бывает даже отрицательно :) А саму систему тестирования студенты применяют с удовольствием...

Еще раз благодарим за внимание к нашему докладу.

С уважением, И.Д. Столбова

 

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(2 марта 2017 г. 14:47)

Уважаемый Александр Олегович!

Мы благодарны за интерес к нашему докладу.

По Вашей просьбы мы дополнили доклад рисунками, разместив их после доклада. На них представлены один из вариантов индивидуальных заданий студенту для выполнения самостоятельной работы (программа на 3 з.е. - односеместровый курс) - рис.1-2, а также параметрический контроль, по которому преподаватель оценивает качество построенных моделей в соответствии с исходными данными варианта заданий - рис. 3-4.

Еще можете посмотреть наш электронный справочник, которым студенты пользуются как на учебных занятиях, так и при самостоятельной работе.

Спасибо!

С уважением, И.Д. Столбова

Фото
Горнов Александр Олегович
(2 марта 2017 г. 16:24)

Спасибо, Ирина Дмитриевна! Все конечно лучше   представляется  в сравнении и на уровне практической реализации. Теперь передо мной и заинтересованными  коллегами как бы  весь "комплекс". Сначала,  и с нетерпением,   открою электронный справочник. Ожидаю, что увижу там, как говорят,   "то, что  надо" ! Вы ведь знаете, что я сторонник  активного   использования .баз данных и алгоритмов.  А.О.  

Фото
Кокарева Яна Андреевна
(3 марта 2017 г. 22:53)

Уважаемые коллеги, спасибо большое за интересный доклад! почитаешь, вдохновишься - сразу хочется внедрять ) 

 

Фото
Александрова Евгения Петровна
(4 марта 2017 г. 16:48)

Уважаемая Яна Андреевна! Благодррим Вас за Вашу оценку нашего доклада. Желаем Вам вдохновения и творческих успехов!

Авторы доклада

Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(9 марта 2017 г. 16:17)

Здравствуйте коллеги! 

Присоединяюсь к благодарности за организацию очередной конференции.

С удовольствием прочитал Ваш доклад. 

Как у Вас применяется коммуникационная составляющая информационных технологий? В частности представление графическох заданий на проверкую.

С уважением Вольхин К.А.

Фото
Носов Константин Григорьевич
(13 марта 2017 г. 23:25)

Уважаемый Константин Анатольевич!

Непосредственно для целей промежуточной проверки и приема заданий выполняемых студентами в формате 3d-моделей зарегистрирован адрес электронной почты на сервере Яндекса. Студент присылает модель, указывая свою фамилию, группу и номер выполняемого задания. После проверки ему направляется ответ с перечнем ошибок или с подтверждением, что его работа зачтена. Количество "попыток" у студента ограничено, иначе это будет просто завал. Чертежи, оформленные в соответствии с ЕСКД и присланные на проверку в электронном виде (иногда и фотографии бывают), тоже проверяются и выдаются рекомендации/замечания для устранения перед печатью. Но их отправка на проверку не является обязательной в отличии от 3d-моделей.

С уважением, авторы доклада.

Фото
Вольхин Константин Анатольевич
(14 марта 2017 г. 10:17)

Здравствуйте уважаемый Константин Григорьевич!

Спасибо за ответ.  

Я сейчас отказался от электронной почты, стал для этого применять элемент курса "Задание", в настройках которого можно ограничить количеств попыток и информация о каждой попытке сохраняется, очень удобно. Если кто-то сдал работу на проверку, мне приходит об этом оповещение на электронную почту.

С уважением К.А. Вольхин 

Фото
Рукавишников Виктор Алексеевич
(23 марта 2017 г. 18:07)

Добрый день, Ирина Дмитриевна!

У меня к Вам несколько вопросов.

1. Вы пишите "базовая графическая подготовка ". Что Вы понимаете под ней. Это курс учебных дисциплин, набор или что-то другое. Что является целью и предметом изучения этой подготовки?

2. Вы пишите "графическая подготовка" "формирует геометро-графическую компетентность ...", но ведь эта компетентность формируется на протяжении всего периода обучения в университете (включая дипломный проект), а затем она продолжает формироваться при осуществлении профессиональной деятельности.

3.Что касается рис 1. В качестве цели указана компетентность, т.е. способность осуществлять деятельность (в нашем случае, очевидно, проектно-конструкторскую), а вот результат - это ЗУВ. Вы проверяете Знания, Умения, Владение и делаете на основании этого выводы, что студент способен выполнять конструкторскую документацию!?   Знания есть, Умения есть, Владение есть, а способность создавать конструкторскую документацию еще не факт, что есть. И вы эту способность не проверяете. Может она и не сформирована.

Спасибо, с уважением В.А. Рукавишников.

 

Голубцова Маргарита Геннадьевна
(26 марта 2017 г. 0:51)

Уважаемые авторы!  Благодарю за доклад. Проводила занятия у групп факультета прикладной математики и механики, используя Ваши разработанные задания с использованием 3D-моделей. Студенты практически справились с заданием. Но есть пожелание упростить часть вариантов   для немеханических специальностей.

                                          С уважением Голубцова М.Г.

                      

Фото
Столбова Ирина Дмитриевна
(26 марта 2017 г. 9:58)

Здравствуйте, уважаемый Виктор Алексеевич!

Переход на компетентностный подход в ВО произошел в 2010 году. Уже осуществлен выпуск не только бакалавров, но и магистров. А для Вас все еще актульно определиться с названием дисциплины, целью и задачами подготовки в рамках названной дисциплины (ФГОС ВПО все это отдал на рассмотрение вузов и в этом выборе нет централизованных указаний; при аккредитации реализацию ОПОП по направлению подготовки проверяют на местах и соответствующие выводы делают относительно проверяемой программы). Актуально это для Вас, судя по тому, сколько раз Вы задавали эти вопросы на нынешней конференции ее участникам. А ведь лучший аргумент найти себе единомышленников - это собственный положительный пример. Расскажите о собственном положительном примере, о том, каких замечательных специалистов воспитали за эти годы, как их "на руках носят" руководители предприятий, как включились они активно в развитие российской промышленности...

По поводу предлагаемого Вами названия "геометромодельная подготовка" (неоднократно Вами приводимого) - неблагозвучно, тяжеловесно... А известно и  уже говорилось здесь, как корабль назовешь, так он и поплывет...

Компетенция - характеристика динамическая, и формируется в течении всей жизни. Считаю, что сформировать ее в рамках одной дисциплины невоможно. Формирование компетенции - это процесс. Поэтому есть некоторые целевые индикаторы - знания, умения, владения, которые можно проконтролировать и скорректировать их по ходу образовательного процесса. Они же могут являться передаточным звеном для развития этой же компетенции в последующей дисциплине. Если, конечно, в вузе этот процесс отлажен... Правда, то что задумывалось, оказалось нежизнеспособным в реализации. Теперь встает вопрос о специальной педагогической подготовке преподавателей технических университетов и т.д. ...

 Под базовой подготовкой мы понимамем основы ГГП, а развитие геометро-графической компетенции должно быть продолжено и дальше с учетом специфики направления подготовки, при изучении последующих дисциплин, выполнения курсовых проектов, практик, дипломной работы... Выполняем требования, по которым нас контролируют проверяющие органы и по мере сил стараемся сохранить кадровый потенциал (иначе прикроют)...

Все-таки с нетерпением ждем на последующей конференции Ваш положительный опыт (а может быть он уже подробно представлен в другом издании?) в реализации компетентностного подхода. И тогда дружными рядами последуем Вашему замечательному примеру.

С уважением, И.Д. Столбова

Фото
Рукавишников Виктор Алексеевич
(26 марта 2017 г. 13:01)

Добрый день, Ирина Дмитриевна!

Спасибо за ответ.

1. Как известно, ФГОС, в том виде как они есть, признаны ошибкой. Новые ФГОС-4, должны быть актуализированы в соответствии с ПС, т.е. профессиональной деятельностью. Именно профессиональная деятельность является методологической основой образовательной деятельности. В существующих ФГОС нет цели, а значит не может быть и результата. О чем я вам постоянно говорю.

2. Вы пишите, что «Компетенция - характеристика динамическая и формируется в течении всей жизни. Считаю, что сформировать её в рамках одной дисциплины не возможно».

Я бы сказал иначе - «Компетенция (Способность осуществлять определенный вид профессиональной деятельности) - это личное развивающееся качество специалиста ...

3. Вы говорите, что « Под базовой подготовкой мы понимает основы ГГП ...». Напомню, что именно я предложил структуру формирования ГГП от первого до последнего курса, а первый уровень назвал базовым. Именно «Базовым уровнем ГГП» подготовки, а не базовой подготовкой, еще в 2003 года в своей монографии. Вы меня цитируете, спасибо.

4. Что касается цели, задач, предмета изучения и т.д. - это базовые понятия, с них начинается деятельность профессиональная, образовательная, проектная и т.д. Еще раз напомню для всех коллег - нет цели, нет дисциплины. Дисциплина начинается с цели.

Человек неспособный определить и сформулировать цель не может считать себя преподавателем, а тем более ученым! Это не преподаватели - это просто трансляторы знаний.

Никто из участников конференции не назвал эти базовые компоненты дисциплины, а это означает, что их у авторов просто нет или они банально боятся их озвучить.

Как только они их озвучат, окажется, что все их теории, предложения, опыт преподавания, предлагаемые и существующие дисциплины рухнут. И король окажется голым.

5. Что касается меня, то я создал единую целостную дисциплину «Инженерное геометрическое моделирование» на базе современных систем автоматизированного проектирования и 1 сентября она запущена в эксплуатацию.

Создал всеобъемлющий электронный образовательный ресурс (ЭОР), позволяющий студенту выполнять работы, изучать теоретический материал в полном объеме дома. ЭОР включает тест-тренажеры и тесты, позволяющие фиксировать уровень сформированности ЗУН студентов по каждому модулю и подмодулю. Это промежуточные «индикаторы», а уровни сформированности компетенции (способности) в каждом модуле и подмодуле определяются нами по результату деятельности студентов (созданными им конструкторскими документами).

Дисциплина имеет свою цель, задачи, предмет изучения, является развивающейся. Мы постоянно актуализируем её содержание, добавляются новые модули. Развивается 3D-сканирование, 3D-прототипирование (приобретен на средства, заработанные кафедрой, 3D принтер), в рамках ЭОР подготовлена серия видеоуроков и т.д.).

Мои студенты побеждают во всероссийских олимпиадах по геометрическому моделированию.

Я учту Ваши замечания и постараюсь исправиться.

Спасибо, с уважением В.А. Рукавишников

Фото
Хейфец Александр Львович
(26 марта 2017 г. 14:17)

Виктор Алексеевич, здравствуйте. Вопрос без всякого подтекста. На каких олимпиадах выступали Ваши студенты. В Москве, Н. Новгороде, Новосибирске?

С уважением. А.Л. Хейфец

Фото
Рукавишников Виктор Алексеевич
(26 марта 2017 г. 14:42)

Добрый день, Александ Львович.

В Москве, CAD-OLYMP.


Назад Go Back